Фирменное наименование – уникальное наименование юридического лица (хозяйственной организации), с помощью которого данное предприятия индивидуализируется в гражданском обороте, т.е. однозначно идентифицируется среди других, в том числе однородных, юридических лиц. Фирменное наименование может быть рассмотрено как объект интеллектуальной собственности и, соответственно, может быть отнесено к нематериальным активам, подлежащим оценке.
В условиях острой конкуренции чаще всего оценка фирменного наименования требуется для оценки ущерба, нанесенного его незаконным использованием. Также стоимость фирменного наименования является важным условием обоснования цены продажи предприятия целиком или его отдельных активов.
Необходимость оценки фирменного наименования может возникнуть также в случае реорганизации предприятия и при решении судебных споров о том, кому и на каких условиях принадлежит или будет принадлежать право использования фирменного наименования.
Процедура оценки фирменного наименования требует высокой квалификации эксперта и его владения современными методами оценки нематериальных активов.